ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ. ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Все
множества проблем, связанных с современной семьёй, можно разделить на следующие
группы:
Социально-экономические
проблемы - это проблемы, связанные с уровнем жизни
семьи, её бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей
и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями
многодетных и молодых семей,
государственной системой материальной
помощи.
Социально-бытовые
проблемы связаны с обеспечением семей жильём, с условиями
проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в
структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности,
с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной
системы помощи малообеспеченным семьям.
Социально-психологические
проблемы. Это самый широкий спектр проблем. Они связаны со
знакомством, выбором брачного партнёра и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных
внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. К ним
также относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов,
сплочённости семьи, насилия в семье.
Решение этого спектра
проблем осуществляется по двум основным направлениям:
оказание психолого-педагогической и
психотерапевтической помощи;
социально-правовая работа и социальная педагогика.
Эти
проблемы семьи беспокоят школьников, а
значит, имеют непосредственное отношение к работе социального педагога,
психолога, классного руководителя.
Статистика
свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских
и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с
друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. особого
внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом,
наркоманией и токсикоманией.
Факторы,
обусловливающие социальный риск, могут
иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический,
социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате
семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей,
постоянного места жительства, средств к существованию.
Так
причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность,
поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода
нет вообще, и семья живёт на детские пособия и пособие по безработице). Доход
женщины, как правило, меньше, чем доход мужчины, а доход от алиментов(если дети
их получают), как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Многодетные семьи, наиболее
распространённые в России в прежние времена, в настоящее время устойчиво
составляют незначительную долю от общего количества семей, причём зачастую многодетность не является
запланированной. Все многодетные семьи могут быть распределены на 3 категории:
- семьи,
многодетность в которых запланирована. Такие семьи испытывают много трудностей,
обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей
(особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к
воспитанию детей.
- семьи, образовавшиеся в результате второго и
последующих браков матери (реже отца), в которых рождаются новые совместные
дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными,
но их членам часто присуще ощущение неполной семьи.
- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в
результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне
интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциальго образа жизни.
Многодетные
семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с
многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками чаще
демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о
собственной значимости, что может отрицательно сказаться на их последующей
судьбе.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,
вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность,
ограничения жизнедеятельности и др.), но
зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами,
отказываясь поместить ребёнка-инвалида в специализированный интернат. Подобное
решение, безусловно, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с
воспитанием ребенка-инвалида, чрезвычайно велики.
Количество разводов в таких семьях намного выше: отцы
часто не выдерживают постоянные трудности и уходят из семьи.
Полная малодетная семья, находящаяся в
состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к
группе риска, но тоже может нуждаться в помощи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий