четверг, 16 ноября 2017 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
[Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога обусловлено, прежде всего тем, что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель работы – совместное выявление причин,  возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
На основании социальных паспортов класса, составленных классными руководителями, социальный педагог формирует списки семей
«группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.
Это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны. Это малообеспеченные, многодетные, где родители не могут обеспечить детям полноценное питание, отдых летом, занятие в престижных секциях, кружка.
Опекунские семьи, где по мере взросления детей опекаемых возникают конфликтные ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами. Семьи детей инвалидов, которые нуждаются в особой поддержки.
Но особенно пристального внимания и изучения требуют неблагополучные семьи, где дети находятся в неблагоприятных социальных для их развития условиях.
У классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Без организации и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.
Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться
Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится одновременно в течение ни одного года и с детьми и их семьями.
На первом подготовительном этапе идет сбор информаций о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:
​ ·Изучение личных дел
​ ·Опроса, анкетирования
​ ·Контактных бесед, наблюдений, посещений семей
На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы. На протяжении уже нескольких лет самой большой группой неблагополучных семей является группа, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или неполные семьи, где пьет мать.
Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. И классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы:
​ ·Социально – педагогические беседы
​ ·Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности
​ ·Обязательный патронаж семей
​ ·Метод кризисного вмешательства
​ ·Применение при необходимости строгих мер
Для выявления причин девиантного поведения, не успешности в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности с учителями, учащимися, совершение правонарушений составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.
В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.
Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.
Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это:
​ ·возможность получения образования
​ ·обеспечение благополучия, развития ребенка
​ ·защита его прав и интересов
У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации действительно много проблем, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы работы социального педагога и классного руководителя:
​ ·материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому все дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно, многие семьи получают адресную помощь через Комплексный Центр социальной помощи
​ ·Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость. Поэтому совместно с классным руководителем осуществляется контроль посещаемости и успеваемости детей.
​ ·По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую индивидуальные дополнительные занятия. Итоги четверти успеваемость и посещаемость фиксируются в информационном листе, который заведен на каждого ребенка.
​ ·Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время. (беседы, вовлечение в кружкок, внеурочную деятельность)
Особое внимание уделяем занятости детей в летние каникулы. Классные руководители подают информацию о предварительной занятости детей.
Социальный педагог оказывает помощь родителям в устройстве детей в пришкольный лагерь, лагеря Ленинградской области (при наличии льготных путёвок)
​ ·Некоторые дети из неблагополучных семей проявляют агрессивность в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.
В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

Поэтому в своей практике мы решаем возникшую проблему со всеми ее участниками с всякими вариантами решений, чтобы дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.]6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПРОВЕРЬТЕ, чтобы знать! ПАМЯТКА "Изменения в поведении" Если Вы обнаружили у Вашего ребенка хотя бы один из перечисленных ...

Взаимодействие между участниками профилактики